Герметические кабины
В начале раздела отмечалось, что наиболее совершенным средством защиты экипажа и пассажиров от вредного воздействия атмосферы больших высот является размещение их в герметических кабинах.
Герметические кабины представляют собой целые отсеки фюзеляжей, в которых посредством специального оборудования создаются искусственные климатические условия. Благодаря уплотнениям и повышенной прочности такие кабины имеют достаточно малые утечкн воздуха и могут выдерживать значительные избыточные давления.
Герметические кабины бывают трех типов: вентиляционная,
регенерационная и смешанная.
Остановимся на наиболее распространенной из них — кабине вентиляционного типа.
Герметическая кабина вентиляционного типа обеспечивает поддержание в ней давления воздуха на определенном заданном уровне, за счет подачи в нее от компрессора двигателя сжатого атмосферного воздуха. Поступая в кабину, этот воздух вентилирует ее и, выходя наружу, выносит с собой продукты дыхания человека.
Парциальное давление кислорода до расчетной высоты в кабине при этом поддерживается на допустимом уровне за счет повышенного давления воздуха в ней.
Выше расчетной высоты давление в кабине с увеличением высоты полета уменьшается. Сохраняется постоянным лишь перепад давления между кабиной и атмосферой, что происходит за счет подачи воздуха. Обеспечение необходимого парциального давления кислорода на этих высотах восполняется за счет использования кислородной аппаратуры.
Поддерживание необходимой температуры в кабине обеспечивается за счет подогрева нагнетаемого воздуха в компрессоре или при помощи специальных подогревателей. На рис. 258
представлена принципиальная схема герметической кабины вентиляционного типа. Воздух из компрессора проходит через автомат 1, обеспечивающий постоянный объем поступающего на наддув кабины воздуха.
Установка автомата необходима потому, что в зависимости от оборотов двигателя будет меняться и подача воздуха, а это в свою очередь могло бы привести к колебаниям давления в кабине. Далее воздух пропускают через теплообменник 2. В теплообменнике в зависимости от температуры в кабине проходящий через него воздух можно или охладить, или подогреть. Регулировка температуры бывает ручной и автоматической. Из теплообменника воздух поступает в фильтр 3, где очищается от механических и химических примесей. Обычно в воздушной магистрали перед входом в кабину устанавливается обратный клапан 4. Наконец, воздух поступает к крану герметизации 5, при помощи которого можно включить наддув кабины, а в рассматриваемой схеме можно регулировать и температуру воздуха в кабине. Для обогрева остекления фонаря воздух от крана герметизации подводится к остеклению через специальные коллекторы 6. Так осуществляется наддув герметической кабины вентиляционного типа.
Кабина называется вентиляционной потому, что она все время сообщается с атмосферой; через специальные устройства излишний воздух и продукты дыхания членов экипажа и пассажиров выходят в атмосферу.
Система отвода воздуха и регулировки давления состоит из регуляторов, предназначенных для поддержания заданного характера изменения давления в кабине при изменении высоты полета, и устройств, предохраняющих кабину от чрезмерных внутренних или внешних давлений.